тезисы со встречи с родителями
Спойлер. Наше мнение:
Началка? с репетиторами? — да ладно вам.
Что изменилось в настоящее время, почему большое количество обращается к репетиторам?
Предварительная версия: масса поглотителей времени (засеките «экранное» время вашего ребенка)
Почему репетиторы — плохо?
*Справедливо для 98% репетиторов. А когда и с какими репетиторами имеет смысл сотрудничать — мы поговорили на встрече.
- Третий повтор формата деятельности (1 -школьные уроки, 2-домашняя работа, 3-занятие с репетиторами). Про то же, так же и такими же методами.
- Репетитор не стремится к воспитанию самостоятельности ребенка (так же и как няньки в дошкольном возрасте) — это продлевает «срок жизни клиента»
- Часто именно родители заставляют репетитора работать на оценки, поэтому прохождение обычной школьной программы на два занятия вперед — обычное дело.
- Работа с репетитором — это вообще-то время детства вашего ребенка, лучше его потратить на спорт, музыку, общение с родителями, игры с друзьями.
Как изменить ситуацию
Определяем приоритеты — для чего это
Что важно, а что вторично: отметки, аккуратность оформления, понимание. Какое место занимает школьная учебная деятельность в становлении личности вашего ребенка.
Ваши усилия должны быть направлены на важные результаты, образование навыков, а не на соответствие образу хорошего ученика.
Какие навыки важны? Простая логика — чем быстрее начнешь тренировать навык, тем раньше он появится.
Адекватность методов и инструментов
Самое узкое место в педагогике — проблема инструмента. Персоны. Это мы — те, кто в данный момент работает с детьми.
Несвободный человек не может вырастить свободного. Угрозы для воспитания самостоятельности?…
Если вы замечаете свои дефициты (не можете сдержать упрек, сравниваете своего ребенка с кем-то, переносите свои «взрослые» проблемы …), тогда убирайте себя из инструментов.
Если вы истерите, доминируете, вы не подходящий инструмент. Работайте с собой или платите 800 рублей за каждую встречу вашего ребенка репетитором, только потому, что он держит себя в руках. Я выбрала — работать над собой.
Ваша роль — консультант, тьютор
Роль школы в образовании вашего ребенка?
Родители — хорошие, добрые, справедливые, могут вступать во взаимодействие со школой, помочь ей, но имеют свой взгляд, на то каким быть образованию своего ребенка.
Школа — всего один из доступных вам ресурсов.
Как помочь ребенку со школьной программой в семье?
Организуем рабочую атмосферу
У вас есть рамочные условия в семье, которые никогда не меняются. Придумайте их не более четырех.
- Лечь в кровать до 23.00.
- Время без телефонов.
- Не эмоциональные решения, справедливость в решениях.
- Традиции в семье.
Тайм-менеджмент
организуем полезное время, убираем поглотителей
Придумайте ограничители времени: подберите таймеры, часы с отрезками времени…
«Хороший день» — чек-лист привычек — на холодильнике, на двери
Правило обязательного свободного время без экранов — никак не контролируется.
Организация рабочего пространства
должно быть удобно и приятно проводить время
- Система хранения материалов для творчества. Хорошая канцелярия, листы-обратки для рисования.
- Стол — огромная поверхность, которую допускается захламлять
- Наглядность и мотивирующие картинки на стенах. Глобус, карта на стену, самодельные таблицы на малярном скотче
- Место достижений
Библиотека для школьника
Художественная литература: лучшее издание, хорошая бумага, крупный шрифт, отличные иллюстрации. Ребенок сам выбрал книгу, сел тихонечно куда-угодно и время от времени хохочет и прибегает и вам рассказывает — вот это называется свободное чтение, а не ваши 60 слов в минуту.
Рекомендуем начинать
с серии про Финдуса — История про то как Финдус потерялся, когда был маленьким, да и все книги этого автора и иллюстратора нас просто завораживают.
или совершенно странные для взрослого восприятия Зоки и Бада. именно на этой книге, я заметила, что моя дочь свободно читает — под столом в голос хохочет.
Энциклопедии
Серии из Khow-how — обучалки
и да, книги выбирайте вместе
В нашей библиотеке есть книги, которые еще ни разу не были прочитаны. Значит, пока нет желания, нужно подождать. Но зато они есть в прямом доступе, на расстоянии вытянутой руки. Ждут, когда возникнет интерес 🙂
Определяем базовые навыки — они в приоритете
Результаты обучения — отлично описаны стандартах. «Посмотрите в примерные программы по учебным предметам. Начальная школа». Эти результаты можно достичь разными способами. Меняйте инструменты и форму деятельности. Не дублируйте школьную, если в школе не понял, ищите другие способы объяснения.
Пропуск в базовых навыках тянет за собой надстройку.
Базовые навыки — очень важные навыки низшего порядка, порядковый, устный счет, элементарная логика, чтение, мелкая моторики — их тренировка зависит от количества повторений.
Механики тренировки активные (пишу, говорю, делаю) и пассивные (вижу, слышу). Пассивные не работают.
Надстройка — функциональная грамотность, коммуникативные, решение проблем, работать проектом
Отдельной группой — учебные навыки. Самоорганизация, навыки сворачивания информации, определение понятий
*здесь были хаки учебной программы
Укрупняем цели — цели на целый учебный блок. Несколько тем.
Например, программа обучения математики всех первых четырех классов 1-4 заключается в освоении 5 больших тем: образование числа, 4 арифметических действия, уравнения, единицы измерения, начальная геометрия. Очень удобно с работать с крупными блоками
Как заметить и исправить отставание в учебном материале самим
Тут понятно — оценки. Повторяющиеся низкие оценки — это сигнал для родителей заглянуть в тетрадки и проанализировать. Если ребенок чего-то не понимает — начинаем работать, а если просто «капризы любимой учительницы» (такое иногда случается:) — «за работу — 5, но оформление ужасное, поэтому — 3». Тогда просто обнимаем ребенка и идем пить чай 🙂 Таки ошибки не требуют коррекции семьи, с ними справится школа: учитель исправил — ученик все понял.
Если есть проблема понимания материала, думаем как легче решить.
Есть противоречия. Медленно читает, а нужно прочесть много обязательного материала. В помощь аудио, читаем вместе 15 минут в кровати
Дополнительные он-лайн ресурсы, которые делают понятой школьную программу. Мы протестировали много сервисов, для понятной и удобной работы достоточно этих трех:
- InternetUrok.ru — объяснение теории школьными учителями. Классный! Вам мало знать как это решается, нужно понять, как доступнее объяснить ребенку тему, не идя в разрез с объяснениями в школе.
- Uchi.ru — удобно использовать как тренажер по математике, русскому и окружающему миру
- linqualeo.ru — прекрасный ресурс для изучения английского языка
Жизненные советы от Славы Чичик 🙂
Когда я готовилась ко встрече с родителями, рядом занималась моя дочь — ей 10 лет, я спросила ее советы, как лучше учиться и делать задания. Вот
Представляешь, что ты учитель и кому-то объясняешь, то, что тебе нужно выучить (в это время Слава читала окружающий мир)
или представляешь Гарри Поттера — как он старался учиться в Хогвартсе.
Сам себе диктант — диктофон и сам по своему голосу пишешь. Это для русского языка.
Читаешь — положи рядом телефон с гуглом. Не знаешь слово? — загугли.
Мало картинок про Петра Первого, про древний стадион? — загугли.
«О, разве можно быть царем в 10 лет?!»
Нельзя заставлять. Нужно хвалить.
Вообще-то это было первое, что сказала Слава. Представляете, чего от меня ребенок натерпелся раньше?