тезисы со встречи с родителями

Спойлер. Наше мнение:

Началка? с репетиторами? — да ладно вам.

Что изменилось в настоящее время, почему большое количество обращается к репетиторам?
Предварительная версия: масса поглотителей времени (засеките «экранное» время вашего ребенка)

Почему репетиторы — плохо?

*Справедливо для 98% репетиторов. А когда и с какими репетиторами имеет смысл сотрудничать — мы поговорили на встрече.

  • Третий повтор формата деятельности (1 -школьные уроки, 2-домашняя работа, 3-занятие с репетиторами). Про то же, так же и такими же методами.
  • Репетитор не стремится к воспитанию самостоятельности ребенка (так же и как няньки в дошкольном возрасте) — это продлевает «срок жизни клиента»
  • Часто именно родители заставляют репетитора работать на оценки, поэтому прохождение обычной школьной программы на два занятия вперед — обычное дело.
  • Работа с репетитором — это вообще-то время детства вашего ребенка, лучше его потратить на спорт, музыку, общение с родителями, игры с друзьями.

Как изменить ситуацию

Определяем приоритеты — для чего это

Что важно, а что вторично: отметки, аккуратность оформления, понимание.  Какое место занимает школьная учебная деятельность в становлении личности вашего ребенка.

Ваши усилия должны быть направлены на важные результаты, образование навыков, а не на соответствие образу хорошего ученика.

Какие навыки важны? Простая логика — чем быстрее начнешь тренировать навык, тем раньше он появится.

Адекватность методов и инструментов

Самое узкое место в педагогике — проблема инструмента. Персоны. Это мы — те, кто в данный момент работает с детьми.

Несвободный человек не может вырастить свободного.  Угрозы для воспитания самостоятельности?…

Если вы замечаете свои дефициты (не можете сдержать упрек, сравниваете своего ребенка с кем-то, переносите свои «взрослые» проблемы …), тогда убирайте себя из инструментов.

Если вы истерите, доминируете, вы не подходящий инструмент. Работайте с собой или платите 800 рублей за каждую встречу вашего ребенка репетитором, только потому, что он держит себя в руках. Я выбрала — работать над собой.

Ваша роль — консультант, тьютор

Роль школы в образовании вашего ребенка?
Родители — хорошие, добрые, справедливые, могут вступать во взаимодействие со школой, помочь ей, но имеют свой взгляд, на то каким быть образованию своего ребенка.
Школа — всего один из доступных вам ресурсов.

Как помочь ребенку со школьной программой в семье?

Организуем рабочую атмосферу

У вас есть рамочные условия в семье, которые никогда не меняются. Придумайте их не более четырех.

  • Лечь в кровать до 23.00.
  • Время без телефонов.
  • Не эмоциональные решения, справедливость в решениях.
  • Традиции в семье.

Тайм-менеджмент

организуем полезное время, убираем поглотителей

Придумайте ограничители времени: подберите таймеры, часы с отрезками времени…
«Хороший день» — чек-лист привычек — на холодильнике, на двери
Правило обязательного свободного время без экранов — никак не контролируется.

Организация рабочего пространства

должно быть удобно и приятно проводить время

  • Система хранения материалов для творчества. Хорошая канцелярия, листы-обратки для рисования.
  • Стол — огромная поверхность, которую допускается захламлять
  • Наглядность и мотивирующие картинки на стенах. Глобус, карта на стену, самодельные таблицы на малярном скотче
  • Место достижений

Библиотека для школьника

Художественная литература: лучшее издание, хорошая бумага, крупный шрифт, отличные иллюстрации. Ребенок сам выбрал книгу, сел тихонечно куда-угодно и время от времени хохочет и прибегает и вам рассказывает — вот это называется свободное чтение, а не ваши 60 слов в минуту.
Рекомендуем начинать
с серии про Финдуса — История про то как Финдус потерялся, когда был маленьким, да и все книги этого автора и иллюстратора нас просто завораживают. 
или совершенно странные для взрослого восприятия Зоки и Бада. именно на этой книге, я заметила, что моя дочь свободно читает — под столом в голос хохочет.

Энциклопедии
Серии из Khow-how — обучалки
и да, книги выбирайте вместе

В нашей библиотеке есть книги, которые еще ни разу не были прочитаны. Значит, пока нет желания, нужно подождать. Но зато они есть в прямом доступе, на расстоянии вытянутой руки. Ждут, когда возникнет интерес 🙂

Определяем базовые навыки — они в приоритете

Результаты обучения — отлично описаны стандартах. «Посмотрите в примерные программы по учебным предметам. Начальная школа». Эти результаты можно достичь разными способами. Меняйте инструменты и форму деятельности. Не дублируйте школьную, если в школе не понял, ищите другие способы объяснения.

Пропуск в базовых навыках тянет за собой надстройку.

Базовые навыки — очень важные навыки низшего порядка, порядковый, устный счет, элементарная логика, чтение, мелкая моторики — их тренировка зависит от количества повторений.

Механики тренировки активные (пишу, говорю, делаю) и пассивные (вижу, слышу). Пассивные не работают.

Надстройка — функциональная грамотность, коммуникативные, решение проблем, работать проектом

Отдельной группой — учебные навыки. Самоорганизация, навыки сворачивания информации, определение понятий

*здесь были хаки учебной программы

Укрупняем цели — цели на целый учебный блок. Несколько тем.

Например, программа обучения математики всех первых четырех классов 1-4 заключается в освоении 5 больших тем: образование числа, 4 арифметических действия, уравнения, единицы измерения, начальная геометрия. Очень удобно с работать с крупными блоками

Как заметить и исправить отставание в учебном материале самим

Тут понятно — оценки. Повторяющиеся низкие оценки — это сигнал для родителей заглянуть в тетрадки и проанализировать. Если ребенок чего-то не понимает — начинаем работать, а если просто «капризы любимой учительницы» (такое иногда случается:) — «за работу — 5, но оформление ужасное, поэтому — 3». Тогда просто обнимаем ребенка и идем пить чай 🙂 Таки ошибки не требуют коррекции семьи, с ними справится школа: учитель исправил — ученик все понял.

Если есть проблема понимания материала, думаем как легче решить.
Есть противоречия. Медленно читает, а нужно прочесть много обязательного материала. В помощь аудио, читаем вместе 15 минут в кровати

Дополнительные он-лайн ресурсы, которые делают понятой школьную программу. Мы протестировали много сервисов, для понятной и удобной работы достоточно этих трех: 

  • InternetUrok.ru — объяснение теории школьными учителями. Классный! Вам мало знать как это решается, нужно понять, как доступнее объяснить ребенку тему, не идя в разрез с объяснениями в школе.
  • Uchi.ru — удобно использовать как тренажер по математике, русскому и окружающему миру 
  • linqualeo.ru — прекрасный ресурс для изучения английского языка

Жизненные советы от Славы Чичик 🙂

Когда я готовилась ко встрече с родителями, рядом занималась моя дочь — ей 10 лет, я спросила ее советы, как лучше учиться и делать задания. Вот

Представляешь, что ты учитель и кому-то объясняешь, то, что тебе нужно выучить (в это время Слава читала окружающий мир)

или представляешь Гарри Поттера — как он старался учиться в Хогвартсе.

Сам себе диктант — диктофон и сам по своему голосу пишешь. Это для русского языка.

Читаешь — положи рядом телефон с гуглом. Не знаешь слово? — загугли.
Мало картинок про Петра Первого, про древний стадион? — загугли.
«О, разве можно быть царем в 10 лет?!»

Нельзя заставлять. Нужно хвалить. 
Вообще-то это было первое, что сказала Слава. Представляете, чего от меня ребенок натерпелся раньше?